
В.Путин: Уважаемые коллеги, добрый день!
Как вы знаете, 7 мая был подписан Указ Президента России о национальных целях развития: о наших важнейших долгосрочных приоритетах, о фундаментальных задачах, стоящих перед обществом и государством.
Смотрите также
29 мая 2024 года
А это прежде всего – мы с вами постоянно об этом говорим – сбережение народа, укрепление здоровья людей и повышение благополучия российских семей, новые возможности для того, чтобы каждый человек мог максимально раскрыть свои способности и таланты, добиться успеха; это создание комфортной и безопасной среды для жизни, улучшение экологической ситуации в городах и посёлках.
И конечно, в числе национальных целей – повышение устойчивости экономики, достижение качественно новой динамики отраслей, прежде всего на основе укрепления технологического суверенитета России, подготовки современных кадров, широкого использования новаторских цифровых решений.
По всем этим направлениям до 2030 года и на перспективу до 2036 года установлены конкретные ориентиры и задачи. О многих из них было сказано и в Послании Федеральному собранию в феврале этого года.
Повторю, что главная, содержательная работа по достижению национальных целей ведётся, конечно, не в кабинетах – мы всегда с вами об этом говорим. Она идёт на местах, в субъектах Федерации, в наших городах и посёлках. А это значит, что определяющую роль здесь играют усилия региональных и муниципальных команд, предпринимателей, общественных объединений да и инициативы граждан не в последнюю очередь.
Дополнительно
Новости Государственного Совета
Новости Совета при Президенте по стратегическому развитию и национальным проектам
Поэтому закономерно, что сегодняшнее заседание Совета по стратегическому развитию мы проводим совместно с комиссиями Государственного Совета, с коллегами из субъектов Федерации. Знаю – с утра мы с некоторыми сотрудниками Администрации об этом уже говорили, – что вчера в формате круглых столов вы обсуждали, как наиболее эффективно выстроить работу по достижению национальных целей, как максимально чётко, слаженно наладить взаимодействие органов власти на всех уровнях.
Рассчитываю, что руководители регионов, председатели профильных комиссий Госсовета расскажут об итогах этих дискуссий, представят свои рекомендации Правительству перед финальным этапом проработки всех деталей национальных проектов.
Прошу коллег внимательно проанализировать предложения субъектов Федерации и дополнительно, не формально, а по существу нацелить министерства на активное привлечение регионов, гражданского общества, бизнеса к подготовке новых национальных проектов.
Повторю: речь идёт не о проектах отдельных ведомств, а о масштабных, взаимоувязанных программах, которые должны работать на решение общих системных задач, важных для всех граждан страны.
До конца лета национальные проекты должны быть составлены и скоординированы между собой. Мы с вами знаем, у всех на слуху: основные задачи будущего страны в значительной степени решаются на линии боевого соприкосновения – никогда не нужно об этом забывать. И мы все вместе – все, кто здесь сидит, и все ваши команды на местах – должны работать именно так, как наши ребята работают на линии фронта. Работать надо постоянно, напряжённо, понимая, в какой момент истории России мы с вами работаем. И именно из этого выстраивать и цели, задачи, и сам стиль работы сегодняшнего дня.
Должно быть всё согласовано между различными ведомствами и уровнями власти, внесено на рассмотрение Совета по стратегическому развитию. И конечно, нужно в деталях проработать их финансовую часть. Напомню, что для этого мы расширили горизонт финансового планирования государства с трёх до шести лет.
Да, в дальнейшем проекты, конечно же, будут дополняться новыми инициативами, жизнь будет вносить свои коррективы – это естественно. Но уже сейчас можно сказать, что расходы на национальные проекты станут ядром, наиболее весомой частью бюджета развития на федеральном и региональном уровнях, а значит, и ключевым направлением для всех уровней власти.
Убеждён: несмотря на объективные трудности, которые нам пытаются создать из-за рубежа, и несмотря на текущие испытания, с которыми мы сталкиваемся, у нас тем не менее есть все возможности, ресурсы, кадры для реализации намеченных планов, для уверенного, долгосрочного, комплексного развития России, наших территорий, регионов, населённых пунктов.
При этом вновь обращаю внимание: результат нацпроектов будем оценивать не по тому, сколько мероприятий проведено или какой объём средств освоен, а по тому, как достигаются национальные цели развития, как реально меняется жизнь людей и, конечно, как сами граждане оценивают эти изменения. Прошу участников нашего совещания исходить из этих принципиальных соображений.
Давайте начнём работать. Слово – Андрею Сергеевичу Никитину. Пожалуйста, Андрей Сергеевич.
А.Никитин: Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые коллеги!
Хотел бы сказать несколько слов о важнейших задачах, которые сформулированы в национальном проекте «Семья». Новый нацпроект будет содействовать приросту ожидаемой продолжительности жизни. Программы по охране материнства и детства, системе долговременного ухода, модернизации и строительству социальных учреждений оказывают существенное влияние на этот показатель и, конечно, поддерживаются губернаторским корпусом. В них вовлечён практически каждый житель нашей страны.
Большой шаг сделан в цифровизации социальной сферы. Находясь дома, человек может записаться ко врачу, посмотреть анализы в личном кабинете, подобрать пакет мер соцподдержки. Всё это даёт людям новое качество жизни, и эти направления, конечно, нужно продолжать.
Сегодня преодолены риски бедности, риски роста бедности. Мы достигли показателя по стране 8,5 процента. Существенный вклад здесь вносят единый подход к мерам соцподдержки населения и программы социальных контрактов. С Министерством труда мы согласовали механизмы расширения возможностей соцконтракта для многодетных семей на новый цикл национальных проектов.
Снижению уровня бедности будет способствовать и Ваше поручение по введению новых подходов к системе оплаты труда с 2027 года для работников бюджетной сферы и ускоренное повышение минимального размера оплаты труда.
Наш стратегический приоритет – это повышение суммарного повышение коэффициента рождаемости до 1,6 к 2030 году. Здесь нужны особые и очень важные решения.
Хотел бы начать с практики. По Вашему поручению в этом году Новгородская, Тамбовская и Пензенская области стали пилотными регионами по выходу из так называемой демографической зимы. В рамках федерального пилотного проекта по повышению рождаемости мы проводим анализ проблем репродуктивных установок именно в малых городах и населённых пунктах. У нас это Валдай, Боровичи и Старая Русса.
В ходе работы стало очевидно, что решение создать семью и родить ребёнка связано не только и не столько с социальной политикой – на это влияет целый ряд факторов в разных сферах жизни людей. Жители называют такие приоритеты в порядке важности: первый – это новое жильё. Напомню: в малых городах уже очень давно не строилось нового жилья. Второе – это, конечно, развитая инфраструктура и благоустроенная территория проживания. И, безусловно, высокое качество медицинской помощи и наличие современного медицинского оборудования.
Те средства, которые мы получили в рамках пилота, мы направили на обновление коммунальной, транспортной инфраструктуры, на ремонт молодёжных центров, строительство семейных МФЦ и уличных спортивно-игровых площадок.
Мы привлекли застройщиков для строительства многоквартирных домов. Это было непросто, потому что, конечно, застройщикам выгодно застраивать большие города и большие площадки.
И сегодня, хотя пилот начался с января, мы уже видим хоть небольшой, но рост рождаемости, рост постановки женщин на учёт.
Наш резерв – это малые города и населённые пункты: там живёт более 40 миллионов человек. Именно там должна формироваться комфортная среда для жизни. Нужно обеспечить возможность следовать принципу: работай там, где живёшь, а не наоборот.
Уважаемый Владимир Владимирович, у нас вчера была живая дискуссия, связанная с вопросами демографии и принципами распределения финансовых средств. При этом постоянно звучал термин «экономическая эффективность национальных проектов». Но, если брать только его за основу формирования нацпроектов, мы можем не выйти на решение демографических задач.
Только когда мы сами искренне поверим в целесообразность развития наших малых городов и посёлков, в это поверят инвесторы и предприниматели. Они сейчас не приходят в такие города, потому что нет соответствующей инфраструктуры, как следствие, там и не формируются точки экономического развития. Поэтому, на наш взгляд, единственная возможность реализовать национальные цели развития в части демографии – это поставить на первое место во всех национальных проектах интересы семьи.
В связи с этим предлагаю провести аудит всех разрабатываемых сейчас нацпроектов и принципов распределения финансовых средств в интересах демографической политики, понять, что всё, что мы делаем, реально направлено на интересы семьи и детей.
Наверное, есть целесообразность разработать некий стандарт малого города или населённого пункта. Он должен отвечать на такие простые вопросы: какая инфраструктура, какие услуги и сервисы должны быть в комфортном городе, какое качество жилищно-коммунального хозяйства. Далее – оценить на соответствие стандарту все национальные проекты с акцентом на регионы так называемой демографической зимы, спланировать свою деятельность на предстоящий период по достижению национальных целей с учётом принципа – такое слово, наверное, правильное – семейноцентричности.
При этом, конечно, есть и поддерживающие задачи, мы их, безусловно, решим. Это необходимость частоты статистической оценки суммарных коэффициентов рождаемости, уровня бедности. Важно постоянно отслеживать, как меняется ситуация. Необходимо расширять семейные МФЦ, совершенствовать социальные услуги для семей с детьми. Безусловно, нам очень важен вклад корпоративного сектора, и здесь мы с коллегами обязательно обсудим программы по поддержке семьи и работников с семьями.
Конечно, надо уделять внимание модернизации объектов культуры: музеев, музыкальных школ, домов культуры, которые создают благоприятный климат для развития и воспитания многопоколенных семей.
Последнее – нам необходимо подумать о расширении программ подготовки управленческих команд, государственных и муниципальных, тех самых людей, которые и будут реализовывать национальные цели на уровне наших субъектов и наших муниципалитетов.
Уважаемый Владимир Владимирович, у нас принципиально важная задача – сделать так, чтобы нашим семьям, нашим родителям, нашим гражданам было комфортно рождать детей, комфортно их воспитывать в нашей великой и прекрасной стране. Считаю, что у нас есть все шансы сделать это в рамках сегодняшних национальных проектов.
Спасибо.
В.Путин: Спасибо.
Вы сказали про аудит – необходимо его провести. Вчера совещались, совещались. Это и есть аудит или этого недостаточно?
М.Мишустин: Предварительный аудит.
В.Путин: Пожалуйста, Ваш комментарий какой-то есть?
М.Мишустин: Владимир Владимирович, по задачам, связанным с проведением аудита: на сегодняшний день мы системно им занимаемся.
В.Путин: Андрей Сергеевич сказал, что нужно бы провести аудит всех наших планов.
М.Мишустин: Аудит мы проводим на наших стратегических сессиях. Сегодня как раз с Максимом Станиславовичем [Орешкиным] обсуждали порядок двухмесячной сессии. Одна из сессий будет посвящена аудиту, но аудит у нас постоянно в системе мониторинга. Могу показать соответствующий аудит внутри таблицы.
В.Путин: Татьяна Алексеевна, хотите добавить что-то?
Т.Голикова: Владимир Владимирович, Андрей Сергеевич сказал о том, что он бы хотел, чтобы все национальные проекты, которые будут готовиться, – он, может быть, неправильно употребил слово «аудит», – но он сказал, что подготавливаемые нацпроекты должны пройти, если хотите, верификацию на предмет соответствия мероприятий созданию благоприятной среды для семьи. Он вот это имел в виду.
В этом смысле речь идёт о нацеленности мероприятий на как раз создание благоприятной среды для семьи в малых городах и сельских населённых пунктах. Потому что основное внимание семьи сейчас уделяют даже не социальным пособиям и выплатам, а как раз жилью, инфраструктуре, чтобы это было. Вот что он имел в виду с точки зрения стандарта для семьи.
В.Путин: Андрей Сергеевич, да?
А.Никитин: Да, именно так.
В.Путин: Спасибо.
Пожалуйста, Станислав Сергеевич Воскресенский.
С.Воскресенский: Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые коллеги!
Вашим Указом установлены национальные цели развития, и все они в комплексе – это фактически образ будущего страны. Вчера мы подробно обсуждали с членами Правительства, как добиться того, чтобы поставленные цели были выполнены. Договорились, что сегодня обсудим именно приоритеты – на чём надо будет сосредоточиться в нашей совместной работе.
В части здоровья нации появились новые цели. Наряду с продолжительностью жизни Вашим Указом установлена цель по опережающему росту продолжительности здоровой жизни, а также снижение суммарной продолжительности временной нетрудоспособности граждан в трудоспособном возрасте. Проще говоря, чтобы люди меньше болели.
Это в том числе означает необходимость смещения акцента работы системы здравоохранения на профилактику заболеваний. Мы понимаем, что профилактика – это не только задача медицины: важно вообще создать условия для здорового образа жизни. В этой связи считаем важным реализовать отдельный федеральный проект по формированию здорового образа жизни. Здесь у нас единое понимание с Татьяной Алексеевной и с Минздравом.
В части медицины профилактика означает более высокую отдачу работы системы первичного звена здравоохранения. Поэтому важно продолжить преображение первичного звена здравоохранения. Кстати, облик преображается: вы знаете, что с 2019 года в стране отремонтировано более полутора тысяч поликлиник, построено более 4600 фельдшерско-акушерских пунктов. Но людям сегодня важна доступность медицинской помощи, проще говоря, попасть к врачу.
И здесь, Владимир Владимирович, есть вызов, учитывая общую ситуацию на рынке труда. Реальность такова, что если вообще ничего не делать, то попасть к врачу в прекрасно отремонтированных поликлиниках будет, возможно, сложнее.
Что делать в этой связи? Программа должна сопровождаться резким ростом эффективности. Вчера с коллегами-губернаторами мы, кстати, обсуждали, что на фоне нехватки врачей мы зачастую соревнуемся в денежных выплатах, в подъёмных доплатах, соцпакетах – главное, чтобы врач приехал работать. Но не у всех регионов есть такая возможность. И всё это наблюдаем и в других отраслях экономики. Какой выход? Как из ситуации, например, выходит предприятие? Тут только рост эффективности, и он даёт результат, другого варианта нет.
Поэтому мы считаем, что средства важно направлять не только на вложение в инфраструктуру, но и на развитие компетенции врачей и управленческих команд, то есть вложиться в людей. Кроме того, [нужно] внедрять современные технологии в помощь врачам, высвобождая ценное время врача, в том числе технологии телемедицины, искусственного интеллекта, а также более эффективно распределять работу между врачом и остальным персоналом.
Далее: Указом установлена ещё одна новая важная цель – снижение дифференциации показателя ожидаемой продолжительности жизни не менее чем на 25 процентов к уровню 2023 года. Напомню: сейчас разрыв между минимальным и максимальным значением составляет 13,3 года. Во многом – не во всём, но во многом – это связано с различиями в уровне системы здравоохранения между регионами. Мы здесь в этом смысле поддерживаем Минздрав, имея в виду скорректировать подход к распределению денег по модернизации первичного звена здравоохранения, имея в виду использовать не только численность населения, но и реальное состояние системы здравоохранения, а также плотность населения. Это особенно важно для коллег с Дальнего Востока.
Теперь по финансированию. По условию софинансирования программы модернизации первичного звена Вами, Владимир Владимирович, в 2019 году по итогам Госсовета по здравоохранению было установлено соотношение 90 на 10. Имею в виду 90 – федеральный бюджет, 10 – софинансирование со стороны регионов. Это было Ваше отдельное решение. Мы просим сохранить этот порядок софинансирования.
И последнее – это касается и здравоохранения, и, продолжая тезис Андрея Сергеевича Никитина о среде, дружелюбной для семей с детьми: речь идёт о детском здравоохранении. Кстати говоря, здесь есть результаты.
Напомню: с 2018 года младенческая смертность в нашей стране снизилась почти на 20 процентов, если быть точным – на 17,6 процента. Кстати, когда я сегодня готовился, ещё раз выверял цифры: с 2017 года младенческая смертность в России ниже, чем в Соединённых Штатах Америки – в крупнейшей экономике мира. Уверенно ниже, устойчивее ниже, то есть результат вполне достойный.
Но явно есть потенциал улучшения ситуации в детском здравоохранении, прежде всего в более качественном сопровождении детей врачами, с тем чтобы детские недолеченные недуги не перерастали в заболевания во взрослом возрасте.
У детей нет выбора – пользоваться медициной или нет: дети постоянно проходят обследования, посещения обязательны. Поэтому настроения людей, семей особо чувствительны к ситуации в детском здравоохранении.
В этой связи считаем: нужен отдельный проект, посвящённый детскому здравоохранению. Речь идёт об оборудовании детских больниц, приведении в порядок детских поликлиник, внедрении передовых технологий диагностики.
Естественно, речь должна идти и о медицинских кабинетах в школах – Вы об этом говорили в Вашем Послании. Вообще, детское здравоохранение, как я уже говорил, – это важный элемент среды, дружелюбной к семьям с детьми, которую нам предстоит создать, в том числе для роста рождаемости.
Спасибо за внимание.
В.Путин: Спасибо.
Вы предлагаете распределять ресурсы не только по численности населения, но и по реальному состоянию системы здравоохранения в регионе, да? А кто будет определять это реальное состояние?
Т.Голикова: Можно, Владимир Владимирович?
Есть статистические данные, которые характеризуют систему здравоохранения соответствующего региона, состояние износа и так далее. Коллеги здесь отчасти правы: с 2021 года мы реализуем программы первичного звена, вся статистика уже существует, они всё уже внесли в данные.
Но у кого-то были большие возможности за счёт того, что побогаче бюджеты, и у них есть возможности направлять свои финансовые ресурсы. А у кого-то – с учётом низкого уровня бюджетной обеспеченности – таких возможностей нет, но от этого население страдать не должно.
Поэтому коллеги предлагают чуть-чуть ввести корректирующий коэффициент, чтобы тот, кто ещё не достиг надлежащего уровня, подтянулся просто и к 2030 году уже имел такой инфраструктурный облик здравоохранения, который должен быть.
В.Путин: Понятно. И тогда это будет позволять раскрывать и потенциал каждого человека.
Продолжайте, пожалуйста.
Т.Голикова: Спасибо, Владимир Владимирович.
Уважаемые коллеги, добрый день!
Мы вчера в рамках подготовки к сегодняшнему заседанию проводили голосование: какая национальная цель более сложная с точки зрения её реализации? По общему мнению коллег, сохранение населения, укрепление здоровья, благополучие людей и поддержка семьи является самой сложной целью к реализации. И, собственно, наверное, этим предопределяется, как должны быть собраны новые национальные проекты.
Уже Андрей Сергеевич сказал о том, что тот пилотный проект, который мы реализуем по Вашему поручению в Новгородской, Пензенской и Тамбовской областях, как раз свидетельствует о том, что, ещё раз повторюсь, не всегда социальные выплаты являются определяющими с точки зрения того, чтобы люди остались в месте, в котором они родились. Важна инфраструктура, важно настроение, в том числе получаемое от этой инфраструктуры. Это важно и для молодых людей, и для тех, кто уже воспитывает детей.
Сегодняшние приоритеты – это приоритеты, которые базируются исключительно на приоритетах для наших граждан, для нашей семьи, многопоколенной, многодетной. Всё, что мы будем выстраивать с 1 января 2025 года, на мой взгляд, должно быть подчинено этой главной и основной цели – сохранению населения, здоровья и благополучия людей.
Что имею в виду? Поскольку стоит задача увеличить суммарный коэффициент рождаемости, мы должны понимать, что сегодня этот суммарный коэффициент рождаемости по итогам 2023 года составляет 1,41 – это количество детей, приходящихся на одну женщину.
Вы поставили задачу к 2030 году достигнуть этого показателя – 1,6, а к 2036 году – 1,8. Кажется, разница небольшая, но усилия, которые мы должны предпринять не только на федеральном уровне и не столько на федеральном уровне, поскольку жизнь проходит в регионах, должны быть абсолютно совместными. Здесь очень важна именно совместная работа, которую будут осуществлять и федеральные власти, и регионы.
Поэтому очень важно, чтобы сейчас в рамках той подготовительной работы, которую мы осуществляем, – мы с коллегами об этом договорились, – те региональные программы по повышению рождаемости, которые сегодня существуют у всех, сейчас были переосмыслены полностью. Переосмыслены исключительно исходя из тех приоритетов, которые свойственны каждому региону, в том числе учитывая и национальные особенности региона, которые являются важными для решения демографических проблем.
У нас каждый национальный проект состоит из множества мероприятий, но те опросы, которые мы проводили и проводим в рамках пилотных проектов и которые мы видим, говорят, что для какого-то региона или муниципалитета важна дорога, для какого-то школа, для какого-то больница и так далее. Всё это у нас рассредоточено в разных национальных проектах.
Но очень важно, чтобы не только национальные проекты «Семья», «Продолжительная и активная жизнь» или «Молодёжь и дети», но и инфраструктурные проекты работали на семью, работали на то, чтобы создавать рабочие места, а значит, доходы граждан. На мой взгляд, это ключевая вещь, которой мы все должны добиться. Поэтому, когда Андрей Сергеевич говорил об аудите, он говорил о том, чтобы каждый нацпроект соответствовал нуждам, если можно так сказать, семьи.
Особое внимание хочу привлечь к тому 41 региону, которые по итогам 2023 года имеют суммарный коэффициент рождаемости ниже, чем среднероссийский. Здесь по Вашему поручению Вы предложили выделить этим регионам дополнительно в течение шести лет ещё 75 миллиардов рублей. И здесь тоже очень важно, чтобы коллеги выбрали те мероприятия, которые точечно будут воздействовать на проблему, которую мы решаем.
Также хочу обратить внимание коллег на приведение своих нормативных актов в соответствие с Вашим Указом, который Вы приняли по поддержке многодетных семей.
Совсем недавно на Совете законодателей в Санкт-Петербурге мы этот вопрос под руководством руководителей двух палат рассматривали, но должна проинформировать, что сегодня, к сожалению, ещё 27 регионов свои решения о приведении нормативных актов в соответствие с Вашим Указом не приняли, а это значит, ожидания людей на сегодняшний день пока не реализованы. 18 из этих 27 регионов рассматривают сейчас эти документы, думаю, что в ближайшее время примут. Но я хочу обратиться к коллегам, чтобы как можно скорее эти решения были приняты.
Мы со своей стороны с 1 июля запускаем по Вашему поручению ресурс, который будет мониторировать ситуацию с обеспеченностью и реализацией этих мер, которые предусмотрены Вашим Указом и получили продолжение в нормативных актах регионов.
Для чего нам это нужно? Нам это нужно для того, чтобы «опрозрачить» это, чтобы многодетные семьи видели, какого рода поддержка им причитается в различных субъектах Российской Федерации, и если необходимо, то, соответственно, достраивали эти меры поддержки. Как Вы во вступительном слове сказали: конечно, будут меняться условия и, значит, будут уточняться те решения, которые мы сегодня принимаем.
Также хотела бы обратить внимание на то, что нашей главной задачей в этой сложной проблеме продолжает оставаться формирование позитивного образа семьи на основе укрепления традиционных духовно-нравственных ценностей. Ещё раз повторю: мы имеем тенденцию к увеличению многодетных семей, но пока эта тенденция незначительная, и нам её нужно укреплять.
Мы приняли решение сейчас, что в рамках нового национального проекта «Семья» будет выделен федеральный проект по культуре для семьи и по семейным ценностям, чего в принципе у нас раньше не было, но мы надеемся, что это будет реализовано. Наши коллеги из Минкультуры активно включились в этот процесс.
Коллеги уже говорили о показателе ожидаемой продолжительности жизни. Вы помните, что по итогам 2023 года он самый высокий за все предыдущие года – 73,4 года. Но показатели – 78 к 2030 году и 81 к 2036 году – серьёзные, нам их надо достигать. Конечно, здесь нам в поддержку национальный проект, который мы будем реализовывать с 1 января 2025 года, – «Продолжительная и активная жизнь».
Что касается ожидаемой продолжительности здоровой жизни, о которой Вы тоже сказали в Указе, о том, что её тоже необходимо увеличивать, то по итогам 2023 года этот показатель составил 61,4 года – на полтора года возрос по сравнению с 2022 годом. Нам всё равно нужно будет стремиться всеми доступными для нас ресурсами к улучшению этого показателя.
Что касается нового нацпроекта – «Продолжительная и активная жизнь», то в отличие от проекта, который реализуется сейчас, он будет носить целостный характер: начиная от здорового образа жизни, профилактики, инфраструктуры и кадров до содержательного наполнения, то есть оказания соответствующей медицинской помощи.
Коллеги сказали о кадрах. Совсем недавно в Государственной Думе мы очень предметно обсуждали тему кадров. Мы пришли к выводу, Владимир Владимирович, что сейчас – с учётом того арсенала плюс дополнительного, который мы будем отрабатывать, – по каждому региону Российской Федерации должен быть подготовлен свой план обеспеченности кадрами системы здравоохранения.
Мы такую работу проведём. Не важно, как это будет: вахтовым методом, привлекая ординаторов второго года обучения, земским врачом или земским фельдшером, теми выплатами, которые Вы повысили, – весь этот арсенал будет работать на обеспечение кадрами системы здравоохранения кадрами.
Хочу обратить внимание на ещё один момент. Мы планируем, что к 2030 году доля граждан, которые состоят на диспансерном учёте и страдают хроническими неинфекционными заболеваниями, составит не менее 90 процентов. Почему привлекаю к этому показателю внимание? Потому что, если этот показатель мы исполним, исполнят все субъекты Российской Федерации, значит, мы вовремя выявляем заболевания, вовремя оказываем медицинскую помощь. От этого, конечно, зависит, безусловно, качество лечения.
Также хочу обратить внимание коллег на то, что у нас помимо тех дополнительных ресурсов, которые Вы определили в поддержку этих национальных проектов и этой национальной цели, есть другие ресурсы – программа государственных гарантий, есть средства субъектов. Всё это должно работать на достижение национальной цели. Не могут быть обособленно дополнительные деньги и те деньги, которые находятся в базе.
Учитывая опыт реализации – я завершаю, – я бы очень просила коллег, чтобы не останавливать этот процесс и плавно войти в 2025 год, уже сейчас завершить территориальное планирование по тем объектам, которые мы хотим строить и реконструировать, по тем объектам, по которым, предполагаем, должна быть подготовлена проектно-сметная документация, чтобы мы плавно вошли в 2025 год.
Учитывая, что к 1 октября будут обновляться оценки высших должностных лиц субъектов, предлагаю включить помимо показателя ожидаемой продолжительности жизни в оценку высших должностных лиц регионов и суммарный коэффициент рождаемости, потому что этот показатель будет характеризовать то, насколько успешно субъекты справляются как раз с основной целью – сохранением населения и его увеличением.
Спасибо.
Прошу поддержать.
В.Путин: Спасибо большое.
Татьяна Алексеевна говорила и о демографической политике, поддержке семей и так далее. Артюхов Дмитрий Андреевич продолжит – вопросы молодёжной политики.
Д.Артюхов: Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые коллеги!
Благодарим Вас за решение об отдельном национальном проекте «Молодёжь и дети». Это большая ответственность и огромный вызов для всех нас.
Нацпроект напрямую касается 50 миллионов наших жителей – это ребята от трёх до 35 лет, а если учесть их родителей, то, по сути, каждого. Национальная цель звучит так: «Реализация потенциала человека, развитие его талантов, воспитание патриотичной и социально-ответственной личности». У нас сложная задача – нужно воспитать и вырастить сильное поколение будущего.
Как этого добиться? Накануне в ходе подготовки к Совету мы определили три основных направления: развитие талантов и способностей, расширение инфраструктуры и, главное, подготовка компетентных кадров – с этого и начнём.
Работа с молодёжью, воспитание может выстраиваться только на личном примере, принципах наставничества и преемственности поколений. Вы на одном из совещаний очень точно назвали всех, кто работает с молодёжью, проводниками смыслов. Важнейшим инструментом для достижения поставленной цели нацпроекта является развитие устойчивого сообщества «проводников смыслов» – это советники по воспитанию в школах, учителя, наставники, лекторы общества «Знание». Нужно вкладываться в этих специалистов.
Многие десятилетия настоящим образцом любви к Родине и воинской доблести для молодёжи служило поколение победителей – ветеранов Великой Отечественной войны. К огромному сожалению, с каждым годом мы утрачиваем возможность таких встреч, поэтому особенно важно сегодня вовлекать ребят – героев специальной военной операции. Они уже сегодня становятся министрами по молодёжной политике в регионах, наставниками в школах, в «Движении первых», руководителями молодёжных центров.
В новом нацпроекте важно продолжить выстраивать систему патриотического воспитания, привлекать к этой работе бойцов спецоперации, возрождать и масштабировать такие удачные форматы, как «Зарница».
Особое внимание при этом важно уделять и развитию инфраструктуры. В частности, рассчитываем, что центры «Воин» уже в ближайшие два года откроются по всей стране.
Большое значение имеет среда, в которой происходит первая встреча наставника и воспитанника. Спасибо за решение о сохранении мероприятий по строительству и капитальному ремонту детских садов, школ, колледжей. Современные пространства для учёбы помогут детям раскрыться, быть активными и успешно проявлять себя.
На чём хотелось бы заострить внимание?
Во-первых, важно продолжить работу по внедрению ранней профориентации в школах и за счёт этого к концу 2030 года помочь всем школьникам с шестого по 11-й класс с выбором будущей профессии. Это позволит значительно повысить долю ребят, ориентированных на выбор технических и естественнонаучных специальностей. Также для этого потребуется поднять квалификацию учителей точных и естественных наук. В ближайшие шесть лет нам предстоит обновить знания более чем 200 тысяч преподавателей физики, химии, биологии, информатики, в том числе в сельских школах.
Во-вторых, необходимо и дальше развивать действующие эффективные проекты: это «Профессионалитет», он себя очень хорошо зарекомендовал, и «Успех каждого ребёнка» – всё лучшее, что мы наработали в образовательном центре для одарённых детей «Сириус».
Целый комплекс решений подготовлен и для реализации интеллектуального, творческого потенциала студенческой молодёжи, молодых преподавателей и учёных.
Считаем важным включение в национальный проект «Молодёжь и дети» ещё двух федеральных проектов – «Университеты для поколения лидеров» и «Создание сети современных кампусов». Их реализация внесёт ощутимый вклад в развитие регионов и целых отраслей экономики.
Уважаемый Владимир Владимирович, полтора года назад в этом зале на заседании Госсовета по молодёжной политике Вы дали старт программе &laqu